Конспекты уроков Изобразительного Искусства Кузнецовой Ольги Игоревны
логотип

Сайт учителя Изобразительного Искусства

Кузнецовой Ольги Игоревны

Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения.

Учитель ИЗО: Кузнецова Ольга Игоревна email: olga5555585@mail.ru

Московская обл, г. Серпухов СОШ № 11

Тема урока: «Морской пейзаж»

Образ водной стихии в искусстве.

Методические рекомендации:

Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в его эмоциональности. Детское искусство носит экспрессивный характер - ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. На уроках учащиеся последовательно проживают несколько этапов взаимодействия с миром искусства, со сверстниками, с педагогом.

Конечно, важно учитывать при планировании урока, что I и IV этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи учащихся напрямую зависят от того, насколько плавно, незаметно, тонко педагог введёт их в особый мир искусства.

Во время урока этапы могут меняться местами, могут появляться новые или поочерёдно повторяться между собой - всё зависит от прогнозирования результата деятельности.

Вашему вниманию предлагается конспект риторического урока проблемно-поискового характера, где педагог формулирует, сам предлагает проблему (проблемный вопрос), а учащиеся по ходу урока занимаются поиском вариантов решения и синтезируют рациональное.

В этом возрасте (11-12 лет), учащиеся готовы к осмыслению содержания предмета, чужих мыслей, могут пропустить их через себя и выработать свою позицию.

Им свойственно отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений; Вести поисковую работу по подбору репродукций, рассказов об искусстве; Доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных учащимися своего класса.

Концептуальная цель: Развивать посредством искусства духовно - нравственное и эмоциональное восприятие школьника.

Тема урока: “Морские пейзажи”

Стратегическая цель: развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения.

Современники Айвазовского - адмиралы: М.П.Лазарев, В.А.Корнилов, П.С.Нахимов; поэты-писатели: А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, В.А.Жуковский; художники: И.А.Крамской, М.А.Врубель, П.А.Федотов, К.П.Брюллов и др.

Занятия благотворительностью и предпринимательством (на средства от продажи картин построил в Феодосии здание археологического музея, концертный зал, художественную школу, библиотеку и основал Феодосийскую картинную галерею). Обладал коммерческим даром. Он работал, как настоящая “фирма”. Эксклюзивный товар - роскошные большие картины предназначались для очень богатых. Более скромные по размеру - для людей просто состоятельных. А для тех, у кого денег было немного, - сувениры-фотографии, на которых был изображён сам художник за мольбертом. В рамку мольберта вклеивался маленький холстик - авторская картинка размером с почтовую марку. На ней непременно стояла подпись художника - “А”. такие сувениры расходились огромными тиражами, принося автору немалую прибыль. У Айвазовского было стадо овец. Однажды напуганные бурей они бросились к обрыву и, упав в море, погибли. Что сделал художник? Он написал об этом картину, выгодно продал её и купил на эти деньги новое стадо.

Рассматривание картины “Девятый вал” (Рисунок 5)

Рассказ педагога:

“Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?

Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.

Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!

Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.

С помощью, каких средств выразительности Художнику удалось вызвать у нас такие чувства?

Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.

Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?

А как нам об этом говорит Художник?

Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И. К. Айвазовского.

Есть у моря свои законы,
Есть у моря свои повадки…
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся и горбатым.

(учащиеся по очереди показывают картины с соответствующим колоритом моря)

Айвазовский, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии.

Показ Педагогом на мольберте изображения морской глади - растяжка, вливание цвета в цвет, таким образом, высветляя или затемняя колорит. Предлагает учащимся разработать свои приёмы изображения: рябь на воде, вздымающиеся волны, волнистые плавные линии. Самостоятельная художественная деятельность учащихся под музыкальное сопровождение.

Работа над проблемным вопросом: Как влияет морская стихия на жизнь человека?

Анализ творческих работ учащихся.

Использование цветовой гаммы при рисовании морских пейзажей - как показатель психического состояния на уроке.

Обсуждение работ и настроения.

Практически все работы получились радостные, светлые с изображением морского дна, рыб, водорослей, медуз и т.п. Использовали спокойные тона для изображения штиля. Включали в композицию летящих чаек, плывущих кораблей и направляющих маяков. А вздымающиеся гребни волн на лиловом фоне неба и изумруде морской волны вдохновляли на поэтические строки.

Молодцы!
Автор "© Кузнецова Ольга Игоревна"

Яндекс.Метрика