Тематическое планирование уроков Изобразительного Искусства в 6 классе
логотип

Сайт учителя Изобразительного Искусства

Кузнецовой Ольги Игоревны

Тематическое планирование по ИЗО 6 класс,
Т.Я. Шпикалова

Учитель ИЗО: Кузнецова Ольга Игоревна email: olga5555585@mail.ru

Московская обл, г. Серпухов СОШ № 11

Программа 6 класса

Тема года: Художественные народные традиции в пространстве культуры

Цели: освоение духовно-эстетических ценностей, запечатленных в образах изобразительного искусства; развитие эстетических представлений о месте народного искусства в отечественной и мировой художественной культуре; выработка умений и навыков посильного создания художественных композиций в процессе самостоятельной работы учащихся в разных видах художественно-творческой деятель¬ности. Задачи: • воспитывать эстетическое отношение к произведениям тради¬ционной культуры через знакомство с особенностями системы художественных средств народного искусства, с его символиче¬ским языком, доносящим до человека универсальный способ объяснения мира; • формировать целостное восприятие картины мира на основе взаимодействия народного и профессионального классического искусства; • формировать художественную компетентность зрителя через постижение произведений бытового и исторического жанров, расширение ранее полученных знаний о других жанрах изобра¬зительного искусства; • давать представление о законах жанровой композиции и ее выразительных средствах, развивать умение вести композицион¬ный поиск тематической композиции; • раскрывать синкретичность народного искусства на примере фольклорного фестиваля как синтеза музыкального, устного и декоративно-прикладного творчества; • развивать умения и навыки работы с различными изобрази¬тельными материалами, а также творческого использования вы¬разительных средств в процессе создания тематической и деко¬ративной композиции; • формировать навыки и умения художественного конструирова¬ния с опорой на план проектируемого объекта; • активизировать художественно-творческую деятельность уча¬щихся в коллективных формах работы; • расширять контакты учащихся с искусством в повседневной жизни через обсуждение и просмотр телевизионных передач, посещение выставок и привлечение внимания к памятникам культуры родного города (села) и края; • продолжать развивать умение учащихся давать собственную нравственно-эстетическую оценку произведениям изобразитель¬ного, народного и декоративно-прикладного искусства; • развивать умение выражать эмоционально-личностное отноше¬ние к родной культуре и произведениям, созданным народами мира. Основное содержание образования в 6 классе Раздел 1. Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства. 8 часов. Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. Истоки и современное развитие декоративной росписи на фарфоре; Гжель. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов; Жостово. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских и российских художников. «Передвижники» Реализм. Традиции и новаторство в искусстве. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). Раздел 2. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. 7 часов. Виды орнамента. Растительный, зооморфный и смешанный орнамент Древнего Египта. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. Особенности орнамента разных стран и эпох. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн. Раздел 3. Исторические реалии в искусстве разных народов. 9 часов. Архитектура Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Жанр портрета. Женские образы в искусстве. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, Рафаэль, Ф. Гойя, Рембрандт, Ф. С. Рокотов, В. Суриков. Раздел 4. Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни. 11 часов. Древние образы в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (птица, водная стихия). Вечные темы в искусстве. Библейская тема в искусстве. Стили в искусстве: импрессионизм. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Произведения выдающихся художников: Л. да Винчи, А. Дюрер, К. Моне, И. Айвазовский, А. Иванов. М. Нестеров. музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея). Музеи города Кирова и Кировской области. Роль пластических искусств в жизни человека и общества. Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Работа на пленэре. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Эскизы одежды. Проектирование и изготовление открыток. Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Посещение музеев изобразительного искусства. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 6 КЛАСС В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать  основные виды изобразительных (пластических) искусств  жанры изобразительного искусства: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический жанр, батальный жанр, исторический жанр;  основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);  выдающихся представителей русского (А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев) и зарубежного искусства (Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне) и их основные произведения;  наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея);  значение изобразительного искусства в художественной культуре; уметь  применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;  анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);  ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  восприятия и оценки произведений искусства;  самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). Поурочное планирование по изобразительному искусству 6 класс № урока Наименование раздела, темы, урока Кол-во ча-сов Краткое содержание Практическая работа (опыт творческой деятельности) Форма урока Информ. сопрово-жднеие Дата (план) Дата (факт) Раздел: Образ цветущей и плодоносной природы как вечная тема искусства 8 Тема: Великолепие цветения природы и изображение его в искусстве натюрморта 2 1. 111 Композиция в натюрморте: формат, фактура, характер мазка. 1 Искусство натюрморта. Специфика композиционных построений: формат, передача фактуры, размеры и количество изображений, колорит, светотеневые соотношения, цвет и цветовой контраст, характер мазка. Выполнение с натуры этюда осенних цветов в букете. экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 2. Истоки и современное развитие росписи на фарфоре. Гжель. 1 Сравнение изображений цветов в живописи и декоративно-прикладном искусстве. Принципы трансформации природных форм в декоративные. Своеобразие цветочной росписи на фарфоре разных народов России. Истоки и современное развитие промыслов России: Гжель, Дулево. Выполнение эскиза росписи декоративной тарелки по мотивам Гжельской росписи (акварель, бумага, гуашь) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник Тема: Сияние цветущей природы на лаковых подносах. 2 3. Истоки и современное развитие росписи подносов. Жостово. 1 Изображение цветов – любимая тема народных мастеров. Расписной поднос – традиционный предмет цветочной росписи. Истоки и современное развитие декоративной росписи подносов. Жостово. Нижний Тагил. Средства художественной выразительности в работах жостовских и нижнетагильских мастеров. Зарисовки элементов цветочной росписи по мотивам Жостовских подносов. Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 4. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. 1 Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Цвет и цветовой контраст в декоративной росписи. Ритм, формат и композиция. Своеобразие техники росписи на лаковых подносах. Композиционные приемы: гармоничная согласованность форм букета, замкнутость и подвижность композиции. Эскиз росписи подноса в жостовском стиле (гуашь) Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник Тема: Тема труда в искусстве. Традиции и новаторство в искусстве. 4 5. Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников. 1 Бытовой жанр в зарубежном искусстве на разных этапах его развития Тема крестьянского труда и праздника в творчестве европейских художников. П. Брейгель Старший. «Жатва», «Сенокос». Традиционный народный костюм. Зарисовка женских и мужских фигур в традиционной одежде (карандаш, бумага). Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 6. Образ простого народа в российском искусстве 19 в. «Передвижники» Реализм. 1 Тема крестьянского труда в российском искусстве 19 вв. Образ простого народа в российском искусстве 19 в. Реализм как направление в живописи. Товарищество передвижных выставок. И. Репин «Бурлаки на Волге». Композиция на темы «Уборка хлеба», «Поле» и т.д. Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. (карандаш, бумага) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 7. Традиции и новаторство в искусстве. Тема труда в искусстве 20 века. 1 Традиции и новаторство в искусстве 20 века. Тема сельского труда в произведениях художников 20 века: З. Серебрякова, Н. Гончарова, А Пластов и др. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение композиции в цвете (гуашь или акварель) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 8. Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). П. Пикассо. 1 Направления в искусстве 20 в. (авангард, сюрреализм, постмодернизм). Тема труда в творчестве авангардистов. Казимир Малевич «Жнец на красном фоне», «Женщина с граблями» и др. Доклады учащихся Урок-исследование Репродук-ции, слайды, медиа-средства. Раздел: Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. 7 Тема: Символ плодородия и радости жизни в орнаментальном искусстве народов древнего мира. 5 9. Виды орнамента. Растительный орнамент Древнего Египта. 1 Виды орнамента (геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, смешаный). Древний египет – родина растительного орнамента. Колорит древнеегипетского искусства. Зарисовки растительных мотивов древнеегипетского орнамента (бумага, гуашь). экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 10. Зооморфиный и смешаный орнамент в искусстве Древнего Египта. 1 Особенности изображения зверей и птиц в орнаментальных композициях древнеегипетского искусства. Применение орнаментальных мотивов в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве. Зарисовки зооморфных мотивов древнеегипетских орнаментов (карандаши, фломастеры) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 11. Геометрический и растительный орнамент в античном искусстве. 1 Древнегреческая керамика и особенности ее декора. Древнегреческая вазопись. Многообразие форм традиционных греческих сосудов. Орнаментальные мотивы. Геометрический, растительный и символический орнамент. Меандр, пальметта и др. Орнамент в архитектуре Древней Греции и Древнего Рима. Зарисовки орнаментальных мотивов в росписи древнегреческих сосудов (цветные карандаши) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 12. Особенности орнамента разных стран и эпох. 1 Жизнь древних орнаментальных композиций в творчестве художников разного времени. Особенности орнамента разных стран и эпох (готика, барокко, символизм, модерн, восточный орнамент) Проектирование и конструирование вазы (пластиковая бутылка, глина, пластилин,) Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 13. Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая) 1 Типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная геральдическая). Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией. Роспись вазы (гуашь) комбинированный Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник Тема: Праздник встречи нового года в культуре разных народов. 2 14. Традиции встречи Нового года в культуре разных народов. 1 Традиции встречи Нового года в культуре разных народов. Главные герои праздничного действа в культуре разных народов. Атрибуты праздника. Изготовление новогодних открыток, сувениров, елочных игрушек (материалы по выбору учащихся). Урок-сказка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 15. Тема праздника в искусстве. Объединение «Мир искусства». Символизм и модерн. 1 Главные символы и герои праздничного действа в разных культурах. Костюм как атрибут праздника. Объединение «Мир искусства». Символизм. Модерн. Живопись, рисунок и эскизы костюмов Л. Бакста, А Бенуа, М. Врубеля, В. Васнецова. Оформление школы к Новому году. Экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник Раздел: Исторические реалии в искусстве разных народов. 9 Тема: Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве. 4 16. Архитектура Древней Руси. Памятники Новгорода, Владимира, Москвы. 1 Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Древние памятники Новгорода, Владимира, Москвы. Крепостная архитектура русского зодчества – памятник величайшему мастерству, народной мудрости и несгибаемому духу русичей. Зарисовки архитектурных элементов (мелки, фломастеры, бумага) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 17. Средневековая архитектура Западной Европы. Романский и готический стили. 1 Средневековая архитектура стран Западной Европы. Романский и готический стили. Градообразующие элементы средневекового города. Живопись и скульптура средневековья. Зарисовки силуэтов европейского средневекового замка (мелки, фломастеры, бумага). Урок-проект Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 18. Снаряжение воина и его отражение в искусстве разных эпох. 1 Костюм средневекового воина памятник мастерства обработки металла. Сходное и особенное в костюме средневекового рыцаря и воина Древней Руси. Специфика формы и орнамента средневекового воинского снаряжения и отличие от одежды воинов более поздних эпох. Рембрандт «Мужчина в доспехах», «Мужчина в золотом шлеме», «Ночной дозор». Зарисовки воинских костюмов с использованием декора (тушь, перо, фломастеры, бумага) Урок-сказка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 19. Исторический и батальный жанр в живописи и графике. В. Суриков. 1 Исторический и батальный жанр в живописи и графике. Сцены боевых действий как основа художественной летописи народного подвига до возникновения исторического жанра. А. Дюрер. Гравюры к средневековым героическим сказаниям. Исторический жанр. Творчество В. Сурикова. Составление коллективной композиции на исторические темы (гуашь, тушь, мелки, бумага) Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник Тема: Прославление женщины в искусстве народов мира. 2 20. Жанр портрета. Женские образы в искусстве Л. да Винчи, Рафаэля, Ф. Гойи, Рембрандта. 1 Портрет как жанр изобразительного искусства. Графический, живописный и скульптурный портрет. Тема прекрасной дамы и женщины-матери в искусстве. Художественное своеобразие портретов разных эпох и стилей. Леонардо да Винчи «Джоконда». Картины и фрески Рафаэля. Женские образы в творчестве Ф. Гойи и Рембрандта. Зарисовки женского лица (карандаш) экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 21. Признаки эпохи в женском портрете. Ф. С. Рокотов. 1 Признаки эпохи в женском портрете. Многообразие композиционных решений в создании женских образов в искусстве. Творчество Ф. В. Рокотова Знакомство с портретами В. Л. Боровиковского, Д. Г. Левицкого. Портретное искусстве 19- 20 вв. Выполнение женского портрета (акварель или гуашь) Урок-семинар Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник Тема: Народный костюм в зеркале истории. Дизайн одежды. Фольклорный фестиваль 3 22. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. 1 Эстетика народной одежды. Символика образов природы в декоре и покрое русского народного костюма. Характерные черты традиционного русского костюма. Зарисовки костюма одного из народов России (бумага, карандаш) Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 23. Дизайн одежды: прошлое и современность. Вкус и мода. 1 Дизайн и его виды. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Дизайн одежды: прошлое и современность. Народный костюм России в зеркале современной моды. Вкус и мода. Выполнение костюма в цвете. Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 24. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Фольклорный праздник. 1 Искусство как эмоциональный опыт человечества. Особенности фолклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, народных промыслов. Вятская свистунья. Составление коллективной композиции – коллажа «На фольклорном фестивале» с использованием рисунков костюмов, выполненных на предыдущих уроках и лиц людей из старых журналов (Бумага, ножницы, клей, старые журналы ) Урок-игра Учебник (Урок 23-24) Раздел: Образ весны как символ возрождения природы и обновления жизни. 11 Тема: Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. Весенняя тема в искусстве. 4 25. Символ птицы в народной игрушке. 1 Игрушка из дерева - древнейший народный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский Север – родина щепной птицы, символа добра и красоты. Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта (бумага, ножницы) Урок-сказка Учебник (Урок 25-26) 26. Птица как символ весны в творчестве русских художников. 1 Птицы как символ весны в творчестве русских художников. А. Саврасов «Грачи прилетели» и др. Продолжение работы Урок-сказка Учебник (Урок 25-26), репродукции, слайды 27. Образ водной стихии в искусстве. И. Айвазовский. 1 Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Марина – морской пейзаж. И. Айвазовский. Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 28. Водная стихия в творчестве импрессионистов. К. Моне. 1 Разнообразие живописных техник, приемов в изображении морского и речного пейзажа. Творчество Клода Моне. Импрессионизм. Урок-путешествие Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник Тема: Пасха – праздник весны и Воскресения Христова. Библейские темы в искусстве. 2 29. Пасхальная тема в прикладном искусстве. 1 Пасха как праздник дохристианской и христианской традиции. Пасхальная тема в и профессиональном народном декоративно-прикладном искусстве (Фаберже) Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта (проектирование открытки) Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 30. Библейская тема в творчестве Л. да Винчи, Рембрандта А. Иванова, М. Нестерова. 1 Библейская тема в в творчестве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело Буанаротти, Рембранта. Рембрандт «Возвращение блудного сына». Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». Христианская тема в русском искусстве А. Иванов. «Явление Христа народу». Творчество М. Нестерова. Продолжение работы над пасхальным натюрмортом (открытка к празднику) Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник Тема: Весеннее многообразие природных форм в искусстве 2 31. Выразительные средства графики в отражении природных форм. А. Дюрер. 1 Богатство природных форм и их отражение в искусстве. Выразительные средства графики в отражении природных форм. Линия, штрих, пятно. Рисунки и наброски растений, цветов, насекомых А. Дюрера. Зарисовки цветов, трав, насекомых. Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник 32. Цветы в творчестве художников. Пейзажи и натюрморты В. Ван Гога. 1 Природа – источник вдохновения и фантазии для художников. Цветы в живописи и графике. В. Ван Гог «Ирисы» и др., И. Левитан «Одуванчики» и др. С. Дали «Дворик в Порт-Лигате». Выполнение коллективной декоративно-графической композиции «Земля пробуждается». экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник Тема: Художественные музей мира, России. 3 33. Крупнейшие художественные музеи страны 1 Крупнейшие художественные музеи страны. Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Произведения выдающихся художников: А.Рублев, И. Левитан, И. Шишкин, И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов, В. Суриков, Б. Кустодиев и др. Доклады и сочинения учащихся Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Иллюстрации из разных глав учебника. 34. Ведущие художественные музеи мира 1 Крупнейшие художественные музеи мира Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея. Произведения художников: Л. да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, П. Пикассо и др. Доклады и сочинения учащихся Урок-исследование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Иллюстрации из разных глав учебника. 35. Роль пластических искусств в жизни человека и общества. 1 Экскурсия в Музей Васнецовых. Роль пластических искусств в жизни человека и общества. экспресс-выставка Музейные экспонаты

 

Автор "© Кузнецова Ольга Игоревна"

Яндекс.Метрика