Сайт учителя Изобразительного Искусства
Кузнецовой Ольги Игоревны
План-конспект
интегрированного урока изобразительного искусства и информатики в 6 классе
Учитель ИЗО: Кузнецова Ольга Игоревна email: olga5555585@mail.ru
Московская обл, г. Серпухов СОШ № 11
Тема урока: «Жостовский букет»
Вид урока: комбинированный (урок-объяснение, урок-практика)- Цели урока:
- углубление эстетического познания о народном и декоративно - прикладном искусстве;
- знакомство учащихся с техникой промысла Жостовской росписи;
- закрепление навыков работы в растровом графическом редакторе Paint:
- кисть и карандаш;
- ластики;
- инструменты рисования геометрических фигур;
- заливка;
- палитра цветов.
- Развивающие:
- развитие у учащихся представления о принципиальной значимости для человека информации не только в символьном, но и графическом виде;
- развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
- развитие творческого воображения;
- развитие интереса к предмету;
- Воспитывающие:
- воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
- воспитание умения планировать свою работу;
- воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
- воспитание уважительного отношения к национальным традициям.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
- Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
- практический (отработка навыков);
- исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).
- Ход урока
- Орг. этап – 1 мин
- Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний – 1 мин.
- Этап усвоения новых знаний – 10 - 12мин.
- Этап проверки знаний умений и навыков на практике – 20-23мин.
- Итог урока – 4 – 5 мин.
- Определение отсутствующих;
- Организация внимания.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
Показ презентации «Загадки»:
Есть удивительные краски,Они волшебны, будто в сказке.
Напишем яркий мы пейзаж,
Поможет в этом нам … (гуашь) Часть компьютера (с экраном)
На меня глядит в упор.
Эту штуку, как ни странно,
Называют… (монитор) Есть краски нежные,
Они светлы, как солнечные дни.
Прозрачны, будто бы апрель.
Они зовутся… (акварель) Юркий маленький зверек
Серый шарик вместо ног
Ты узнал меня малышка?
Я компьютерная… (мышка)
Издавна человек стремился запечатлеть красоту окружающего мира в рисунке, в живописи, мозаике, витражах.
С достижением технической научной мысли в нашу жизнь вошли новые способы изображения. Сначала появились печатные изображения – эстампы, затем были изобретены фотография, кинематограф, телевидение. Сейчас ведущие позиции в изобразительной области занимает компьютер. Все эти столь разные виды изображения объединяет то, что все они формируются на плоскости.
Но наряду с развитием новейших технологий остаются в нашей жизни и традиционные виды изображения. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с уникальным явлением в русском искусстве – расписными подносами Жостова.
Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово. И хотя в округе много других сёл и побольше этого, и, возможно, красивее, но село Жостово знают все. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Яркие, крупные и сочные цветы в окружении свежей листвы, широко и свободно брошенные на специально подготовленный фон подноса, — таков “классический” вид жостовской росписи.
Формы подносов и различные композиции с изображением цветов, фруктов.
Известно около тридцати различных форм подносов. Есть поднос, формой отдалённо напоминающий гитару, он так и называется - гитарный.
В Жостовском искусстве преобладает изображение букетов цветов. Очень популярным является так же изображение фруктов.
Жостовская роспись выполняется масляными красками при помощи кистей. Но мы сегодня отступим от традиций и выполнять будем ее при помощи растрового графического редактора Paint.
Этапы жостовской росписи
Показ презентации Техника жостовской росписи непроста и чаще всего делится на шесть этапов.- Слайд 1
- 1 Этап. Вначале художник наносит замалёвок. Он рисует силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение предметов. Полученное изображение пока ещё плоско, в нём нет видимой глубины и объёма.
- Слайд 2
- 2 этап. Тенежка. Тенёжка — особенно наглядно раскрывает сущность такого письма. Тенёжкой он именуется очень верно и начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более тёмным, и почти сливает их с фоном. Так рождаются знаменитые жостовские тающие таинственные тени, усиливающие трепетность изображения.
- Слайд 3
- 3 этап. Прокладка. Третий этап росписи называется прокладкой. Художник меняет кисть и палитру, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более яркими и светлыми. Цветы, плоды и листья, возникая из бликующего фона предмета, словно приобретают ощутимую плоть и в то же время связываются в целое лёгкой объединяющей дымкой.
- Слайд 4
- 4 этап. Бликовка. Высветляя краски, художник приступает к бликовке — четвёртому этапу росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, пробела и оживки, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света. С одной стороны, они как бы подчёркивают объёмность росписи в самых многослойных участках письма, а с другой — подчиняют всё изображение условной орнаментальности быстрых, подвижных пятен, возвращают ей плоскостность, узорность.
- Слайд 5
- 5 этап. Чертёжка На этом этапе длинной кистью очень лёгкими и быстрыми касаниями очерчивают загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве.
- Слайд 6
- 6 этап. Привязка После чертежки приступают к и привязке. Роспись насыщается линией, уточняющей рисунок её частей, добавляющей к дыханию цвета и света грацию штриха, изящество мелких разделок, остроту графического движения. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает её к предмету. Так шесть жостовских приёмов, взявшись за руки, хороводом вяжут жостовский букет.
- Слайд 7
- 7 этап Уборка. Украшение борта подноса. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Этап закрепления знаний умений и навыков на практике.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. Вынос работы на рабочий стол. Работу начинаем с этапа «Чертежки»- Этапы создания рисунка:
- на панели инструментов выбрать инструмент «Карандаш»;
- на палитре выбрать соответствующий цвет;
- удерживая левую кнопку мыши, прорисовывать прожилки на листочках.
- Этапы создания рисунка:
1 способ:
- на панели инструментов выбрать инструмент «Карандаш»;
- на палитре выбрать соответствующий цвет;
- удерживая левую кнопку мыши прорисовать завитушки (листочки);
- выбрать инструмент «Заливка»;
- щелкнуть один раз левой кнопки мыши по области для заливки.
- 2 способ:
- на панели инструментов выбрать инструмент «Кисть»;
- на палитре выбрать нужный цвет;
- удерживая левую кнопку мыши, нарисовать нужные объекты;
- выбрать инструмент «Заливка»;
- залить все области, щелка один раз левой кнопкой мыши.
- Этапы создания рисунка:
- на панели инструментов выбрать инструмент «Эллипс»;
- выбрать вид эллипса, который закрашивается основным цветом;
- удерживая левую кнопку мыши нарисовать окружность;
- выбрать инструмент «Выделение»;
- выделить область;
- вызвать меню команд правой кнопкой мыши;
- выбрать команду «Копировать» левой кнопкой мыши;
- вызвать меню команд правой кнопкой мыши;
- выбрать команду «Вставить»;
- повторить необходимое количество раз.
Итог урока
Подведение итогов: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся, выставление оценок.- Выставление оценок:
- за активную работу;
- за правильное использование инструментов рисования;
- за правильное композиционное решение