Сайт учителя Изобразительного Искусства
Кузнецовой Ольги Игоревны
Тематическое планирование
по ИЗО для 5, 6, 7 классов, Т.Я. Шпикалова
Учитель ИЗО: Кузнецова Ольга Игоревна email: olga5555585@mail.ru
Московская обл, г. Серпухов СОШ № 11
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе примерной программы общего образования по изобразительному искусству, -М: «Просвещение», 2009 год; рабочей программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство» - М: «Просвещение», 2009 год.
Программа предусматривает обучение изобразительному искусству в 5, 6, 7 классах, в объеме 1 час в неделю (34 часа в год), что соответствует образовательной программы школы.
5 класс-34 часа 6 класс-34 часа 7 класс-34 часа Всего 102 часа.Программа обеспечена
- Учебник:
- Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство» для 5 класса-Москва, «Просвещение». 2009 год;
- Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство» для 6 класса-Москва, «Просвещение». 2009 год.
- Т.Я. Шпикалова «Изобразительное искусство» для 7 класса-Москва, «Просвещение». 2009 год.
Методическими пособиями для учителя
- основная литература:
- Сборник нормативных документов. Искусство / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2012.
- Изобразительное искусство: Примерная программа основного общего образования. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=37191
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Колякина В.И. и др. Программы общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство: 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2009.
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2008.
- Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Поровская Г.А. Изобразительное искусство: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / под ред. Шпикаловой Т.Я. – М., Просвещение, 2009.
- дополнительная литература для учителя:
- Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразиельного искусства в школе. М.: Просвещение, 1998.
- Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 1995.
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.
- Неменский Б.М. Творческая мастерская. - М.: Просвещение, 2003.
- Рылова Л.Б. Изобразительное искусство в школе. – Ижевск,1992.
- дополнительная литература для учащихся:
- Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,
- Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,
- Вачьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;
- Вачьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
Уровень изучения учебного материала базисный.
Обоснование выбора программы: Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Программа «Изобразительное искусство» 5-7 классы для основной школы предоставляет большие возможности для профессионального роста учителя, активизации и творческого поиска. В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Так как классы по уровню подготовки и творческим возможностям все разные и художественный потенциал не одинаков программа Шпикаловой больше всего подходит для реализации задач курса «Изобразительное искусство».
Цель курса:
Развитие у учащихся эмоционально-нравственного отношения к миру и осознанию себя в этом мире.
- Согласно федеральному компоненту государственного стандарта, задачами художественного образования является:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
- Программа позволяет:
- выбирать темы заданий, материала и технику для учащихся.
- импровизировать в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в форме поисковой, исследовательской работы: выбор темы, определение задач для каждого участника поисково-исследовательской группы, проведение дискуссий, диалогов по итогам работы творческих групп;
- свободно выбирать ученику литературное произведение в работе над портретом литературного героя, над иллюстрацией;
- индивидуальный подход к заданиям по композиции: в натюрморте, интерьере, портрете, пейзаже;
- выбор учащимися произведения изобразительного искусства для анализа. Этот выбор не ограничен, что делает исследовательскую работу в творческих группах полезной и интересной для беседы на последующих уроках;
- выражать собственное отношение к участию в подготовке и проведении народных праздников, в процессе которых коллективное творчество не ограничивает дифференциацию задания по желанию ученика.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в V-VII классе по 34 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Всего 102 часов за 3 года.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая из народного искусства и профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам находящихся в постоянном взаимодействии.
Отсюда в содержании программы по-новому отражены интеграционные связи различных художественных пластов и видов искусств, в результате чего народное искусство наряду с профессионально-художественным выступает системообразующим фактором культуры. Этим обусловлено включение в программу народного и профессионального искусства в их гармоничном единстве на протяжении всех восьми лет обучения в основной школе.
Программу отличает открытость к художественному многообразию, обращенность к искусству и художественной культуре национального уровня, а также к ее региональным проявлениям. Освоение отечественного и зарубежного искусства рассматривается как процесс диалога культур, процесс взаимовлияния и взаимообогащения при сохранении собственного своеобразия.
Особое внимание в программе уделено эстетическим знаниям и художественно-творческому опыту, направленным на формирование представления о народном искусстве как части культуры и раскрывающим народное искусство как этническую культурную целостность.
Количество часов в год – 34 (5 класс, 6 класс, 7 класс) Количество часов в неделю - 1 Количество часов в 1 четверть - 9 Количество часов во 2 четверть - 7 Количество часов в 3 четверть – 10 Количество часов в 4 четверть - 8
- В программу включены следующие основные виды художественно-творческой деятельности:
- ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность (диалоги об искусстве);
- изобразительная деятельность (основы художественного изображения) – графика, живопись, скульптура;
- декоративно-прикладная деятельность (основы народного и декоративно-прикладного искусства, элементы дизайна и архитектуры);
- художественно-конструкторская деятельность;
- художественно-творческая деятельность на основе синтеза искусств.
- Содержание программы «Изобразительное искусство. 5-8 классы» моделируется на основе современных педагогических подходов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
- содержательно-деятельностный подход;
- системно-комплексный подход;
- личностно ориентированный подход;
- региональный подход.
- Чтобы сделать процесс обучения результативным используются следующие технологии:
- метод проектов;
- обучение в сотрудничестве;
- игровая технология;
- индивидуальное и дифференцированное обучение;
- модульное обучение и другое;
- адаптивная технология Е.А. Ямбурга.
- Формы и методы применения технологий на уроках ИЗО:
- использование медиа-ресурсов как источника информации;
- компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
- организация проектной деятельности учащихся;
- использование графического редактора “Paint” в качестве инструмента художественной деятельности;
- по внешним признакам деятельности учителя и учащихся: беседа, рассказ, демонстрация;
- по источнику получения знаний: словесные, наглядные (демонстрация рисунков, картин и др.),
- практические: игры;
- по степени активности познавательной деятельности учащихся: объяснительный, иллюстративный, проблемный.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
- Виды и формы контроля.
- текущий – систематическая проверка знаний; рубежный или периодический – после завершения больших тем, разделов; итоговый учет.
- по способу проверки: – устный (беседа, контрольные вопросы); – письменный (письменные контрольные работы, вопросники, тесты); – практический;
- по охвату учащихся: – индивидуальный (раздаточный проверочный материал, задания на карточках, кроссворды); – групповой (кроссворды, лото, игры); – фронтальный (вопросная форма беседы, опросники, викторины).
- Критерии и показатели оценки результатов творческой композиции:
- композиционная организация изображения в листе;
- построение формы, передача пропорций;
- умение использовать цвет при создании композиции, выразительность;
- умение передавать собственное отношение к изображаемому через замысел;
- оригинальность композиции.
- соответствие теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся). Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в выставках.
Требования к уровню подготовки выпускника
- В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать:
- основные виды, жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пространство, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира.
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
- уметь
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, глина) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн костюма).