Сайт учителя Изобразительного Искусства
Кузнецовой Ольги Игоревны
Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения.
Учитель ИЗО: Кузнецова Ольга Игоревна email: olga5555585@mail.ru
Московская обл, г. Серпухов СОШ № 11
Тема урока: «Морской пейзаж»
Образ водной стихии в искусстве.
Методические рекомендации:
Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в его эмоциональности. Детское искусство носит экспрессивный характер - ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. На уроках учащиеся последовательно проживают несколько этапов взаимодействия с миром искусства, со сверстниками, с педагогом.
- I этап - психологическое вхождение в тему урока.
- II этап - познавательный или знакомство с неизвестным (новым), где формулируется проблема в виде проблемного вопроса, игры, работа с наглядными пособиями, видео-фильмы, слайд-шоу, элементы арт-терапии.
- III этап - практический (работа с художественным материалом)
- IV этап - завершающий или психофизическая разгрузка, разрешение проблемы, поиск оптимальных вариантов.
Конечно, важно учитывать при планировании урока, что I и IV этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи учащихся напрямую зависят от того, насколько плавно, незаметно, тонко педагог введёт их в особый мир искусства.
Во время урока этапы могут меняться местами, могут появляться новые или поочерёдно повторяться между собой - всё зависит от прогнозирования результата деятельности.
Вашему вниманию предлагается конспект риторического урока проблемно-поискового характера, где педагог формулирует, сам предлагает проблему (проблемный вопрос), а учащиеся по ходу урока занимаются поиском вариантов решения и синтезируют рациональное.
В этом возрасте (11-12 лет), учащиеся готовы к осмыслению содержания предмета, чужих мыслей, могут пропустить их через себя и выработать свою позицию.
Им свойственно отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений; Вести поисковую работу по подбору репродукций, рассказов об искусстве; Доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных учащимися своего класса.
Концептуальная цель: Развивать посредством искусства духовно - нравственное и эмоциональное восприятие школьника.
Тема урока: “Морские пейзажи”
Стратегическая цель: развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения.
- Задачи:
- Познакомить учащихся с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.
- Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.
- Расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.
- Упражнять, в умении устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета.
- Проблемный вопрос:
- Как влияет морская стихия на жизнь человека?
- Оптимальный вариант:
- морская стихия влияет на эмоциональное состояние человека.
- на физическое здоровье.
- вдохновляет на творчество.
- кормит.
- добыча полезных ископаемых.
- Художественные материалы:
- листы белой бумаги (формат А3, А4);
- акварель, гуашь;
- кисти плоские, круглые (“белка”, “щетина”, № 3, 5, 10, 14);
- палитры, салфетки, подставки под кисти, вода.
- Зрительный ряд:
- портрет И. К. Айвазовского.
- Основные даты биографии художника.
- Его живописные произведения:
- “Девятый вал”,
- “Чёрное море”,
- “Ялта”,
- “Бурное море”,
- “Кавказские горы”,
- “Спасающиеся от кораблекрушения”.
- Акварель М. Ю. Лермонтова “Парус”.
- Карточки, определяющие настроение морской стихии.
- Картины марин с различной смысловой нагрузкой.
- Музыкальный ряд:
- Диски, аудиокассеты с шумом моря. (Ванесса Мэй “Шторм”; Фридерик Шопен “Ноктюрн №1, си-бемоль мажор”, “Прелюдия №7, ля-мажор”; Юрий Антонов “Море, море - мир бездонный”).
- Межпредметные связи:
- Литература (стихотворение М.Ю. Лермонтова “Парус”).
- География (моря, в названии которых присутствует цвет Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое и их местонахождение на карте).
- Комментарий урока:
- С целью активизации интереса, учащихся к данной теме, педагог предлагает мысленно оказаться на выставке картин одного художника.
- (просмотр сопровождается аудиозаписью с шумом моря.)
- Айвазовский И.К. “Чёрное море” (Рисунок 1)
- Айвазовский И.К. “Закат на море” (Рисунок 2)
- АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ (Рисунок 3)
- 1817, Феодосия — 1900, там же
- КОНТРАБАНДИСТЫ. 1884
- Диалог, подводящий к теме урока:
- Помогла ли вам музыка прочувствовать эти картины?
- В какой из картин вы мысленно побывали?
- Кто автор этих чудесных произведений?
- К какому жанру живописи вы отнесли бы все эти картины?
- Педагог размещает на доске тему урока “Морские пейзажи”.
- Цель: во время урока будем учиться воспринимать, понимать произведения искусства и отражать свои впечатления на листе бумаги - живописно.
- Познакомимся с творчеством русского художника И. К. Айвазовского.
- В конце урока подумаем и попытаемся ответить на вопрос: как влияет морская стихия на жизнь человека?
- педагог размещает на доске портрет и основные даты биографии художника)
- Рисунок 4)
- План рассказа педагога (или учащегося):
- Родился - 1817 г. Крым. Феодосия. Чёрное море.
- Годы учёбы (1827-1840) Симферопольская гимназия. Петербургская Академия Художеств.
- 1840-1844 г.г. - путешествия за границу в качестве пенсионера АХ.
- 1846 г. - 120 персональных выставок!
- Избирается членом европейских АХ (Парижской, Римской, Амстердамской, Флорентийской и др.)
- Работоспособность мастера (6 тысяч картин!), никогда не писал с натуры, не пользовался набросками - свои “мелодрамы моря” сочинял сам; даже стены его мастерской были пусты, чтобы не мешать игре воображения. Лучшие произведения он создавал “по памяти”, доверяясь силе творческой фантазии.
- Работа с высказываниями мариниста.
- “Живописец, только копирующий природу, становится её рабом”.
- “Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда!”
- “Движение живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры…они записываются в памяти моей как будто какими-то симпатическими чернилами, проступающими весьма явственно от времени или тёплого луча вдохновения ”.
Современники Айвазовского - адмиралы: М.П.Лазарев, В.А.Корнилов, П.С.Нахимов; поэты-писатели: А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, В.А.Жуковский; художники: И.А.Крамской, М.А.Врубель, П.А.Федотов, К.П.Брюллов и др.
Занятия благотворительностью и предпринимательством (на средства от продажи картин построил в Феодосии здание археологического музея, концертный зал, художественную школу, библиотеку и основал Феодосийскую картинную галерею). Обладал коммерческим даром. Он работал, как настоящая “фирма”. Эксклюзивный товар - роскошные большие картины предназначались для очень богатых. Более скромные по размеру - для людей просто состоятельных. А для тех, у кого денег было немного, - сувениры-фотографии, на которых был изображён сам художник за мольбертом. В рамку мольберта вклеивался маленький холстик - авторская картинка размером с почтовую марку. На ней непременно стояла подпись художника - “А”. такие сувениры расходились огромными тиражами, принося автору немалую прибыль. У Айвазовского было стадо овец. Однажды напуганные бурей они бросились к обрыву и, упав в море, погибли. Что сделал художник? Он написал об этом картину, выгодно продал её и купил на эти деньги новое стадо.
Рассматривание картины “Девятый вал” (Рисунок 5)Рассказ педагога:
“Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?
Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.
Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!
Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.
С помощью, каких средств выразительности Художнику удалось вызвать у нас такие чувства?
- Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:
- контрасты освещения и колорита;
- деление пространства на планы;
- изображение горстки людей, судорожно держащихся за обломки мачты.
Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.
Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?
А как нам об этом говорит Художник?
Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И. К. Айвазовского.
Есть у моря свои законы,Есть у моря свои повадки…
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым,
С мелкой рябью волны гусиной,
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся и горбатым.
(учащиеся по очереди показывают картины с соответствующим колоритом моря)
Айвазовский, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии.
- Характер морской стихии:
- грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная,
- хмурая, беспокойная, печальная, тоскливая,
- спокойная, засыпающая, таинственная,
- нежная, ласковая, шаловливая, задиристая,
- радостная, ликующая, игривая и др.
Показ Педагогом на мольберте изображения морской глади - растяжка, вливание цвета в цвет, таким образом, высветляя или затемняя колорит. Предлагает учащимся разработать свои приёмы изображения: рябь на воде, вздымающиеся волны, волнистые плавные линии. Самостоятельная художественная деятельность учащихся под музыкальное сопровождение.
Работа над проблемным вопросом: Как влияет морская стихия на жизнь человека?
- Варианты ответов:
- морская стихия влияет на эмоционально-чувственную сферу человека (положительные эмоции - завораживает, удивляет, изумляет и т.д. отрицательные эмоции - утомляет, истощает, раздражает и т.д.).
- морская стихия влияет на физическое здоровье человека. Лечит - воздух, вода, солнце. Калечит - переохлаждения, укачивание, обезвоживание и др.
- морская стихия - источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. (стихотворения, картины, музыкальные произведения, украшения из морских глубин - ракушки, кораллы, жемчуг).
- море - кормит. (продукты питания: рыба, моллюски, крабы - богатые фосфором и белками, водоросли, насыщенные йодом).
- морская стихия испытывает человека. (поглощает в свою пучину, нагоняет уныние, отчаяние, ужас, страх или закаляет характер, силу воли и духа).
Анализ творческих работ учащихся.
Использование цветовой гаммы при рисовании морских пейзажей - как показатель психического состояния на уроке.
Обсуждение работ и настроения.Практически все работы получились радостные, светлые с изображением морского дна, рыб, водорослей, медуз и т.п. Использовали спокойные тона для изображения штиля. Включали в композицию летящих чаек, плывущих кораблей и направляющих маяков. А вздымающиеся гребни волн на лиловом фоне неба и изумруде морской волны вдохновляли на поэтические строки.
Молодцы!