Тематическое планирование уроков Изобразительного Искусства в 5 классе
логотип

Сайт учителя Изобразительного Искусства

Кузнецовой Ольги Игоревны

Тематическое планирование по ИЗО 5 класс,
Т.Я. Шпикалова

Учитель ИЗО: Кузнецова Ольга Игоревна email: olga5555585@mail.ru

Московская обл, г. Серпухов СОШ № 11

Программа 5 класса

Тема года: Природа и человек в искусстве

Цели: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства; формирование на¬выков посильного создания художественного образа природы и человека в собственном изобразительном и декоративно-приклад¬ном творчестве.

Основное содержание образования в 5 классе

Раздел 1. Образ матери-земли в искусстве. 8 часов. Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная). Жанры пейзажа и натюрморта в живописи и графике. Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи (цвет, цветовой контраст, тон и тональные отношения). Формат и композиция. Ритм пятен. Произведения выдающихся художников: И. Левитан, И. Шишкин, В. Фаворский, П. Сезанн, В. Серов и др.

Раздел 2. Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве. 8 часов. Бытовой жанр в живописи и графике. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др. Художник – творец – гражданин. Сказочные темы в искусстве. Произведения выдающихся художников: И. Репин, М. Врубель, В. Васнецов и др.

Раздел 3. Лад народной жизни и образы его в искусстве. 10 часов. Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка. Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Истории и современное развитие Городецкой росписи по дереву. Произведения выдающихся художников: В. Суриков, Б. Кустодиев и др.

Раздел 4. Образ единения человека с природой и искусством. Анималистический жанр и его особенности. Плакат как вид графики. Темы и содержание изобразительного искусства Др. Руси: А. Рублев «Троица». Национальные особенности орнамента в одежде разных народов. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках.

Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов.

Проектирование обложки книги, рекламы, открытки. Создание иллюстраций к литературным произведениям, эскизов и моделей одежды.

Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов.

Посещение декоративно-прикладного искусства.

Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (воздушная перспектива). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС

Поурочное планирование по изобразительному искусству 5 класс.

Наименование раздела, темы, урокакол-во часовКраткое содержаниеПрактическая работа (опыт творческой деятельности)форма урокаинформ. сопрово-ждение
Раздел: Образ матери-земли в искусстве.8
Тема: Поэтический образ русской природы в изобразительном искусстве.3
1.Виды и жанры живописи. Пейзаж в живописи. И. Левитан, И. Шишкин.1Виды живописи (станковая, монументальная декоративная) Виды графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная) Жанры живописи и графики. Тема осени в станковой живописи и графике. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Передача лирического образа природы в живописи на примере картины И.Левитана «Золотая осень» и др. И. И. Шишкин «Рожь».Осенний пейзаж в технике монотипии (гуашь, бумага, стекло или пластик)Урок-путеше-ствиеРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 1)
2.Виды и жанры графики. Пейзаж в графике.1Виды и жанры графики. Пейзаж в графике. Выразительные возможности языка живописного пейзажа. Условность художественного языка графики. Линия, штрих, соотношение светлых и темных пятен, силуэты как средства художественной выразительности в графике.Выполнение осеннего пейзажа по представлению или наблюдению (акварель)Урок путеше-ствиеУчебник (урок 2)
3.Книжная и промышленная графика. В. А. Фаворский.1Книжная и промышленная графика. Графический дизайн. Связь книжной графики с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературных произведений на примере творчества В.А.Фаворского и др.Работа в группах: Выполнение иллюстраций к лирическим стихам русских поэтов, проектирование обложки книги русского поэта (тонированная бумага, акварель, тушь, перо)экспресс-выставкарепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 3)
Тема: Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве5
4.Жанр натюрморта. Натюрморты П. Сезанна, В. Серова1Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Натюрморты П. Сезанна, В. А. Серова и др.Рисование с натуры натюрморта из овощей, фруктов, грибов (простой карандаш, бумага)комбини-рованныйРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 4-5)
5.Колорит в живописи. Тон и тональные отношения.1Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получение их на палитре. Понятие колорита, собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения: цвет света и тени, рефлекс.Рисование с натуры натюрморта из фруктов (акварель, гуашь, кисть, бумага)комбини-рованныйРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 4-5)
6.Декоративная живопись. Формат и композиция. Ритм пятен.1Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: формат, ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности.Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы)комбини-рованныйРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 6-7)
7.Декоративный натюрморт. Цвет и цветовой контраст.1Цвет и цветовой контраст. Основные цвета. Производные (составные цвета). Дополнительные цвета. Натюрморты М.С. Сарьяна, А. Матисса и др.Выполнение декоративной композиции на осенние темы в технике коллажа (продолжение работы)комбини-рованныйРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 6-7)
8.Древние образы в искусстве. Древо жизни.1Древние образы в искусстве. Древо жизни в искусстве народов мира.Лепка декоративного панно (плакетки) «Плодовое дерево (пластилин, глина)Урок-путеше-ствиеРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 8)
Раздел: Природные и трудовые циклы в народной культуре и их образы в искусстве.8
Тема: Живая старина. Осенние посиделки как завершение природного и трудового цикла.4
9.Бытовой жанр. Народные праздники в творчестве русских художников.1Бытовой жанр. Народные праздники и их отражение в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Произведения Б. Кустодиева, А.Г.Венецианова и др. Коллективное описание и анализ художественных произведений.Зарисовка фигуры человека (подготовка композиции осенние посиделки) (цветные мелки, фломастеры, акварель, бумага)Урок-играРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 9)
10.Традиции народных посиделок. И. Репин «Вечорницы»1Традиции народных посиделок в изобразительном искусстве. Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства. И. Репин «Вечорницы»Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Осенние посиделки»Урок-играРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 10)
11.Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия)1Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия) Тон и тональные отношения в живописи. Основные характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность. Воздушная перспектива.Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (окончание)комбини-рованныйРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 11-12)
12.Художник – творец – гражданин.1Художник – творец – гражданин. Е.Честняков – художник, знаток и певец народной жизни, быта, традиций. Коллективное описание и анализ художественных произведений.Выполнение многофигурной композиции на тему «осенние посиделки» (живописные материалы по выбору учащихся)Урок сказкаРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 11-12)
Тема: Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояниях природы и жизни человека.2
13.Станковая графика. Зимний пейзаж в творчестве художников-графиков.1Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. М. Врубель «Дворик зимой».Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Зимние причуды» (тонированная бумага, цветные мелки)Экспресс-выставкаРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 13-14)
14.Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.1Средства выразительности в передаче красоты и особенностей зимней природы. Художественный образ и художественно-выразительные средства графики: линия, штрих, пятно и др.Продолжение работы.комбини-рованныйРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 13-14)
Тема: Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.2
15.Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель.1Сказочные темы в изобразительном искусстве. М. Врубель. «Пан», «Царевна-лебедь». Коллективное описание и анализ художественных произведений.Выполнение портретов былинно-сказочных героев (акварель, гуашь, цветные мелки, бумага)Урок-сказкаРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 15-16)
16.Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. В. Васнецов.1Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи. Живопись – искусство цвета. Творчество Виктора Васнецова. Картины художника на сказочную тематику.Выполнение портретов былинно-сказочных героев (продолжение работы)Урок-играРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 15-16)
Раздел: Лад народной жизни и образы его в искусстве.10
Тема: Польза и красота в образах деревянного русского зодчества5
17.Художественная культура Древней Руси. Деревянное зодчество.1Художественная культура Древней Руси, и своеобразие, символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Деревянное зодчество. Памятники древнерусской архитектуры: Кижи, малые Корелы – уникальные заповедники деревянного зодчества. Типы домов-комплексов.Зарисовки деревянных построек своего города, поселка, деревни.Урок-путеше-ствиеРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 17)
18.Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка.1Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянного дома. Народная сиволика в убранстве русской избы. Символичность культуры Древней Руси. Общность и разнообразие резного декора изб разных народов.Зарисовки знаков-символов резьбы, украшающей фасад крестьянского дома:полотенца, наличники, ставни и т.д. (бумага, карандаш, фломастеры, ножницы, клей, кисточка)комбини-рованныйРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 18)
19.Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов.1Искусство Древней руси – фундамент русской культуры. Изба – произведение русских древоделов. Инструменты плотника.Заготовка строительного материала для крестьянского подворья – «бревнышек» (бумага, ножницы, клей ПВА, линейка, карандаш, кисточка)Урок играУчебник (Урок 19-20)
20.Связь времен в народном искусстве. Конструкций избы.1Связь времен в народном искусстве. Уникальная конструкция русской избы, созданная плотниками Русского Севера.Изготовление в группах из «бревнышек» объемной композиции «Крестьянское подворье» (заготовки из бумаги, картон, клей ПВАУрок-путеше-ствиеУчебник (Урок 19-20)
21.Орнамент как основа декоративного украшения. Резной декор.1Дом как материальная основа и духовная целостность семьи. Традиции украшения дома резным декором в творчестве народных мастеров (город Томск и др.) Орнамент как основа декоративного украшения.Изготовление элементов декора (имитация пропильной сквозной резьбы). Закрепление элементов декора на макете.комбини-рованныйРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 21)
Тема: Образ народной жизни в опере-сказке «Снегурочка»2
22.Художник и театр. В. Васнецов как театральный художник.1Народные традиции как источник творчества мастеров искусства. Выдающиеся деятели искусства в работе над оперой-сказкой «Снегурочка». В. Васнецов как театральный художник.Эскиз декорации (сказочный облик Берендеевки (акварель, гуашь, кисть, бумага).Урок-путеше-ствиеРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 22)
23.Проектирование эскизов одежды (костюмов) героев сказки1Народные традиции в театральном искусстве. Театральные эскизы костюмов мифологических и реальных героев оперы-сказки «Снегурочка»Создание художественно-декоративного проекта, объединенного единой стилистикой): эскизы одежды (цветные карандаши, фломастер, пастель)комбини-рованныйРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 23)
Тема: Календарный праздник широкой Масленицы как часть народной художественной культуры3
24.Масленица. В.И. Суриков «Взятие снежного городка».1Масленица – народный праздник. Традиционные масленичные действа. Образ масленицы в народном и изобразительном искусстве. В.И. Суриков «Взятие снежного городка». Описание и анализ произведения.Зарисовки по памяти фигур людей в движении для панно «Широкая Масленица» (материалы по выбору учащихся)Урок-играРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок24)
25.Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева.1Масленица в произведениях Б.М. Кустодиева. Молодецкая удаль и веселье народного праздника.Выполнение фигур людей в цвете (бумага, гуашь, акварель, кисточки)Урок-сказкаРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок24)
26.Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства. Городец.1Масленица в произведениях декоративно-прикладного искусства (Городец, Палех, Федоскино, Холуй). Городецкая роспись. Традиции в оформлении праздничной среды.Составление панно «Широкая масленица» (ножницы, клей, картон, гуашь, кисточки)Урок-путеше-ствиеРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 25-26)
Раздел: Образ единения человека с природой и искусством. 9
Тема: Изображение в искусстве животного как объектка поклонения, изучения и опоэтизированного художественного образа.2
27.Анималистический жанр. Изображение животных в живописи и графике.1Особенности анималистического жанра. Своеобразие ранних изображений животных (первобытное искусство, древний мир). Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном искусстве. Искусство российских анималистов.Наброски и зарисовки животных по памяти и представлению (пастель, восковые мелки, сангина, уголь, тушь фломастер – по выбору учащихся)Урок сказкаРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 27)
28.Изображение животных в в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве.1Изображение животных в декоративно-прикладном искусстве (прошлое и современность). Искусство российских анималистов.Лепка по памятии представлению животного с использованием разных приемов лепки (глина)Экспресс-выставка Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 28)
Тема: Специфика художественного языка плаката. Экологическая тема в плакате2
29.Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики.1Специфика художественного языка графики. Плакат как вид графики. Живописно-декоративные средства в изображении плаката.Выполнение эскизов экологических плакатов (социальная реклама) графические средства по выбору учащихся)комбини-рованныйРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 29-30)
30.Композиция в плакате. Символика цвета.1Цвет в плакате как средство декоративной, эмоциональной выразительности. Символичность цвета в плакате.Продолжение работы над плакатом.Урок-иссле-дованиеРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 29-30)
Тема: Народный календарный праздник Троицыной недели и образы его в искусстве.5
31.Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. А.Рублев «Троица»1Образ Троицы в искусстве. Древнерусская иконопись. Икона А. Рублева «Троица»Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (графические материалы)Урок-путеше-ствиеРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы.
32.Тема Троицы в живописи. Б.М. Кустодиев «Троицын день»1День святой Троицы. Празднование Троицы на Руси. Историко-культурная многослойность праздника Троицыной недели как праздника расцветающей природы. Тема Троицы в живописи. Картина Б.М. Кустодиева «Троицын день» и др.Зарисовка многофигурной композиции на темы весенних праздников (продолжение работы)Урок-проектРепро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 31-32)
33.Древние корни народного творчества. Обрядовые куклы Троицыной недели1Части женской и мужской одежды у народов России. Обрядовые куклы Троицыной недели. Технология изготовления тряпичной куклы.Конструирование троицкой куклы (текстильные материалы)Урок-иссле-дование Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 33-34)
34.Национальные особенности орнамента в одежде разных народов1Техники украшения одежды орнаментами и узорами (вышивка, шитье, роспись по ткани и т.д.) Основные виды орнамента Украшение наряда куклы орнаментом (текстильные материалы, нитки, иголка)Урок-игра Репро-дукции, слайды, медиа-ресурсы. Учебник (урок 33-34)
35.Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. (Резервный урок)1Посещение музея декоративно-прикладного родного города (села). (Приказная изба)Экс-экспресс-выставкаМузей-ные экспо-наты
Автор "© Кузнецова Ольга Игоревна"

Яндекс.Метрика