Сайт учителя Изобразительного Искусства
Кузнецовой Ольги Игоревны
Тематическое планирование по ИЗО 7 класс,
Т.Я. Шпикалова
Учитель ИЗО: Кузнецова Ольга Игоревна email: olga5555585@mail.ru
Московская обл, г. Серпухов СОШ № 11
Программа 7 класса
Тема года: Человек и рукотворный мир в искусстве Цели: формирование эстетических представлений о рукотворном мире человека, о культуре быта и красоте обыденных вещей и их отображении в произведениях искусства разных видов и жанров; развитие творческой активности в изобразительной и декоративно-прикладной деятельности. Задачи: • углублять постижение образа человека и рукотворного мира в различных видах и жанрах искусства: натюрморте, интерьере, архитектурном пейзаже, портрете, бытовом жанре, скульптуре, народном искусстве; • формировать зрительскую компетентность в процессе дальней¬шего знакомства с художественными произведениями разных видов и жанров отечественного и зарубежного искусства; • знакомить с основными принципами художественных стилей и развивать чувство стиля и художественны вкус в процессе восприятия произведений, созданных отечественными и зарубежными художниками, и в процессе выполнения творческих работ учащимися; • давать представления об основах перспективного изображения интерьера и городского пейзажа; • раскрыть основы построения фигуры человека в движении и развивать умение изображать человека и окружающую его среду различными средствами изобразительного искусства, передавать через художественные образы собственное отношение к изобра-жаемому; углублять представления учащихся о синкретичности народно¬го искусства на примере традиций ярмарочных праздников как синтеза музыкального, театрального, устного и декоративно-прикладного творчества, а также о взаимодействии профессио¬нального и народного искусства на примере архитектуры и культуры быта; • продолжать воспитывать уважительное отношение к творчеству народных мастеров в процессе формирования умений и навыков выполнения декоративных работ с элементами художественного конструирования с использованием приемов художественной обработки материалов народными мастерами из различных цен¬тров традиционных художественных промыслов; • развивать умение выражать эмоционально-личностное отношение к особенностям семейной культуры в разных слоях общества с помощью рисунка или пластического образа; • развивать творческую активность учащихся чере расширение их контактов с миром прекрасного в повседневной жизни и участие в эстетическом преобразовании среды (семьи, школы, города, села) Основное содержание образования в 7 классе Раздел 1. Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. 8 часов. Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Архитектурный пейзаж. Пейзаж в творчестве художников 19-20 вв. Натюрморт в зарубежном и русском искусстве на разных этапах его развития. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм). Интерьер как жанр изобразительного искусства. Произведения выдающихся художников: Дионисий, А. Венецианов, К.С. Петров-Водкин. В. Ван Гог, П. Пикассо. Раздел 2. Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. 6 часов. Архитектура России 18 вв. Стили: барокко и классицизм. Интерьер дворянской усадьбы и его отражение в бытовой живописи России. Произведения выдающихся художников и архитекторов: В. Растрелли. В. И. Баженов, К. Брюллов, П.А.Федотов. Линейная перспективы в изображении интерьера. Раздел 3. Народный мастер – носитель национальной культуры. 10 часов. Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Орнамент как основа декоративного украшения. Истори и современное развитие народных промыслов России: Городец, Хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, Палех, Холуй и др.. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства. Раздел 4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. 11 часов. Тема полета и космическая тема в творчестве художников. Дизайн и его виды. Пространственная композиция как объект дизайна. Вечные темы великие и исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. Спортивная тема в жанровом искусстве. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Архитектура и ее виды. Произведения выдающихся художников и архитекторов: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина., П. Корин, Ш. Э. ле Корбюзье. Опыт творческой деятельности. Изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений. Выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках. Выполнение учебных и творческих работ в различных видах и жанрах изобразительного искусства: натюрморта, пейзажа, портрета, бытового и исторического жанров. Работа на пленэре* Изготовление изделий по мотивам художественных промыслов. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Создание эскизов интерьера, транспорта (космический корабль). Использование красок (гуашь, акварель), графических материалов (карандаш, фломастер, мелки, пастель, уголь, тушь и др.), пластилина, глины, коллажных техник, бумажной пластики и других доступных художественных материалов. Посещение архитектурных заповедников. Использования языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве. Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и элементах архитектуры. Описание и анализ художественного произведения. Домашние задания: выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.). *Примечание: работа на пленэре, запланированная на втором уроке может быть перенесена на другое время в связи с погодными условиями) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); выдающихся представителей русского (Э.-М. Фальконе, А. Г. Венецианов, В. И. Суриков, И. Е. Репин, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, Б. М. Кустодиев) и зарубежного искусства (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буанаротти, Рембрандт Ван Рейн, К. Моне, В. Ван Гог, О. Роден, П. Пикассо) и их основные произведения; наиболее крупные художественные музеи России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезенская галерея); значение изобразительного искусства в художественной культуре; уметь применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция); ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: восприятия и оценки произведений искусства; самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). Поурочное планирование по изобразительному искусству 7 класс № урока Наименование раздела, темы, урока Краткое содержание Практическая работа (опыт творческой деятельности) Форма урока Информ. сопрово-жднеие Дата (план) Дата (факт) Раздел: Человек и среда его обитания в их взаимоотношении в изобразительном искусстве. 8 Тема: Гармония природы и архитектуры в пейзаже 2 1. Виды архитектуры. Ш. Э. ле Корюзье. Тема архитектуры в живописи и графике. 1 Синтез изобразительного искусства и архитектуры. Виды архитектуры. Деятельность и творчество Ш. Э. ле Корюзье. Архитектурный пейзаж – жанровая разновидность пейзажа. Художественные открытия Леонардо да Винчи, Дюрера и др. Архитектурный пейзаж в искусстве к. 19 – 20 вв. Пейзажи в творчестве импрессионистов и постимпрессионистов. Реалистический пейзаж. Историко-архитектурные виды представителей «Мира Искусства» А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумовой-Лебедевой и др. - Урок-беседа Репродук-ции (слайды), медиа-ресурсы. Учебник (Урок 1-2), репродукции (слайды) 2. Архитектурный пейзаж (работа на пленэре) 1 (в процессе работы на пленэре повторение некоторых вопросов композиции: ритм, пространство, линейная и воздушная перспектива, колорит и т.д.) Работа на пленэре (около школы). Изображение городского или сельского пейзажа на темы «Старинные улочки», «Новый проспект» и т.д (материалы по выбору учащихся) Урок-прак-тикум Тема: Предметная среда человека в натюрморте. 3 3. Натюрморт в зарубежном искусстве. П. Пикассо. 1 Натюрморт как рассказ об увлечениях или профессии человека, отношения человека к окружающей жизни. Натюрморт в истории зарубежного искусства. П. Пикассо. «Скрипка и гитара» и др. Изображение графического натюрморта в интерьере по памяти (карандаш, тушь, перо, мелки и и др. – по выбору учащихся) Урок-исследование Учебник (Урок 3), репродук-ции (слайды) 4. Натюрморт в русском искусстве. К.С. Петров-Водкин. 1 Натюрморт в истории отечественного искусства. Натюрморты К.С. Петрова-Водкина и др. Натюрморт с атрибутами искусства в цвете с натуры (акварель или гуашь) Урок-исследование Учебник (Урок 4), репродук-ции (слайды) 5. Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. 1 Передача фактуры и объема предметов в живописном натюрморте. Светотеневые отношения. Учет в натюрморте законом линейной перспективы. Продолжение работы над натюрмортом. Комбинированный Учебник (Урок 5), репродук-ции (слайды) Тема: Образ взаимоотношений человека и пространства помещения (3 ч.) 3 6. Дизайн интерьера и его древние истоки. Монументальная живопись. Дионисий. 1 Дизайн интерьера и его древние истории. Искусство интерьера сооружений Московского Кремля (Теремный дворец, Успенский собор и др.). Монументальная живопись. Дионисий. Зарисовки архитектурных элементов Древнерусских храмов (тушь, карандаш, фломастеры, уголь) Урок-игра Учебник (Урок 6-7), репродук-ции (слайды) 7. Особенности интерьера в архитектуре Возрождения и Нового времени (барокко, классицизм) 1 Росписи интерьера культовой архитектуры 14-16 вв. Рафаэль, Микеланджело. Особенности интерьера в архитектуре барокко и классицизма. Выполнение эскиза интерьера своего дома (комнаты) с использований законов линейной перспективы (линия горизонта, точка схода) (бумага, карандаш). Создание эскизов мебели. Урок-путешествие Учебник (Урок 6-8), репродук-ции (слайды) 8. Интерьер как жанр изобразительного искусства. А. Венецианов. 1 Интерьер как жанр изобразительного искусства. Интерьер в творчестве зарубежных художников. А. Дюрер «Святой Иероним в келье». В. Ван Гог «Спальня Винсента в Арле» А. Венецианов – родоначальник жанра интерьера в отечественном искусстве. Картины «Гумно», «Комнаты» Выполнение рисунка интерьера в цвете (акварель, гуашь) Комбинированный Учебник (Урок 6-8), репродук-ции (слайды) Раздел: Мир русской дворянской усадьбы как достояние художественной культуры и образ жизни человека в искусстве. 6 Тема: Русская усадьба как архитектурный ансамбль. 3 9. Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Классицизм. В. И. Баженов. 1 Архитектура России 18 вв. Барокко. В. Растрелли. Архитектурный облик дворянской усадьбы. Важнейшие архитектурные элементы зданий, выполненных в стиле классицизма. В. И Баженов. Зарисовки архитектурных элементов фасадов, отражающих время и эпоху (тушь, кисть, карандаш, фломастеры, уголь) Урок-проект Учебник (Урок 9), репродук-ции (слайды) 10. Интерьер дворянского дома и его отражение в бытовой живописи России. П.А.Федотов. 1 Интерьер дворянской усадьбы 18-19 века. Органичное соединение мира вещей с интерьером комнаты. Интерьер дворянского дома в произведениях живописи 18-19 века. В. Поленов, П.А.Федотов и др. Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (материалы по выбору учащихся) Урок-проект Учебник (Урок 10-11), репродук-ции (слайды) 11. Линейная перспектива и ее применение в изображении интерьера. 1 Линейная перспектива в изображении интерьера (обобщение знаний) Изображение интерьера дворянской усадьбы по описанию в литературных произведениях 19 в. (продолжение работы) Комбинированный Учебник (Урок 10-11), репродук-ции (слайды) Тема: Одежда и быт русских дворян. 3 12. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов. 1 Одежда дворянского сословия 18-19 вв. Элементы женского и мужского костюма. Стилевое единство прически и костюма. Одежда и прически дворян в живописи и графике 18-19 вв. К.Брюллов «Всадница», «Портрет сестер Шишмаревых», «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амалицией Паччини» и др. Зарисовки элементов одежды дворян (цветные карандаши, фломастеры) Урок-практикум Учебник (Урок 12), репродук-ции (слайды) 13. Праздники в дворянском обществе 18-19 вв. 1 Дворянские праздники в усадьбе, традиции их проведения. Балы, домашний театр. Вертеп. Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова (сюжет и материалы по выбору учащихся) Урок-игра Учебник (Урок 15-16), репродук-ции (слайды) 14. Тема праздника в иконописи, живописи и графике. 1 Тема праздника в иконописи, живописи и графике. Тема Рождества Христова в творчестве А. Рублева, Джотто, Ботичелли и др. Зимние праздники в живописи и графике. Е. В. Честняков «Коляда». Создание композиции на тему празднования Нового года или Рождества Христова (продолжение Урок-путешествие Учебник (Урок 15-16), репродук-ции (слайды) Раздел: Народный мастер – носитель национальной культуры 10 Тема: Народное искусство как часть художественной культуры. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции. 8 15. Виды декоративно-прикладного и народного искусства. Вышивка. 1 Виды декоративно-прикладного и народного искусства (резьба и роспись по дереву, художественная керамика, вышивка, кружевоплетение и др.). Значение и место народной вышивки среди других областей народного искусства Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа (карандаш простой, цветные карандаши, шерстяные нити, клей). Урок-исследование Учебник (Урок 17-18), репродук-ции (слайды) 16. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. 1 Древние корни народного художественного творчества. Древние образы народной вышивки. Жизнь традиций в творчестве современных мастеров разных регионов России. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Выполнение узора по мотивам народной вышивки с использованием шерстных нитей в технике коллажа (продолжение работы) Урок-исследование Учебник (Урок 17-18), репродук-ции (слайды) 17. Орнамент как основа декоративного украшения. Роспись по дереву. 1 Художестенная роспись по дереву как традиционный вид народного искусства. Истоки росписи в живописи Древней Руси. Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России. Деревянная заготовка (досочка, матрешка и т.п., гуашь) Комбинированный Учебник (Урок 18-19), репродук-ции (слайды) 18. Особенности орнамента народов России. Городец, Хохлома. 1 Традиционные промыслы росписи по дереву: Мезенская роспись, Хохлома, Городец. Истоки и современное развитие промыслов. Изготовление изделия (роспись по дереву) с стиле одного из промыслов России. (продолжение работы) Урок-исследование Учебник (Урок 18-19), таблицы, репродук-ции (слайды) 19. Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. 1 Связь времен в народном искусстве. Глиняная игрушка. Отличительные черты локальных школ глиняной игрушки разных народов России. Изготовление и роспись глиняной игрушки (в стиле Дымковской игрушки) (глина, гуашь, кисточки) Урок-практикум Учебник (Урок21 -22), репродук-ции (слайды) 20. Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. 1 Истоки и современное развитие дымковской и филимоновской игрушки. Образы народной глиняной игрушки-свистульки. Технология изготовления глиняной игрушки. Изготовление и роспись глиняной игрушки (продолжение работы) Урок-семинар Учебник (Урок21 -22), таблицы, репродук-ции (слайды) 21. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусства. 1 Различие произведение народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Особенности профессионального декоративно-прикладного искусство, его связь с дизайном. Место и назначение украшений в ансамбле народного и современного костюма как средство формирования целостности ансамбля. Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (бисер, бусинки, нитки, фольга и др.) Урок-исследование Учебник (Урок23 -24), репродук-ции (слайды) 22. Ювелирное искусство: традиции и современность. 1 Ювелирное искусство: традиции и современность. Изначальное предназначение ювелирного украшения – функция оберега и амулета. Ростовская финифть. Северная чернь (Великий Устюг). Разработка и моделирование украшений для ансамбля молодежного современного костюма. (продолжение работы) Комбинированный Учебник (Урок23 -24), репродук-ции (слайды) Тема: Весенняя ярмарка как праздник народного искусства. 2 23. Ярмарка и ее отражение в сюжетах лаковой миниатюры Палеха, Холуя и др. 1 Традиции ярмарочных гуляний. Синтез искусств: музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство. Лаковая миниатюра. Палех, Холуй и др. Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (материалы по выбору учащихся) Урок-игра Учебник (Урок 25 -26), репродук-ции (слайды) 24. Ярмарка в произведениях русскох живописцев. 1 Ярмарка в произведениях русскох живописцев. Б. Кустодиев «На ярмарке». К. Ф. Юон «Красный товар». Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней ярмарки народных мастеров (продолжение работы) Урок-сказка Учебник (Урок 25 -26), репродук-ции (слайды) Раздел: Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. Техника и искусство. 11 Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве. 5 25. Мечты о полете в творчестве художников. 1 Идеи летательных аппаратов в эскизах Леонардо да Винчи. Мечта свободного полета в картине В. Васнецова «Ковер-самолет». Эскизы космических аппаратов будущего (карандаш, тушь, перо) Урок-исследование Учебник (Урок 27), репродук-ции (слайды) 26. Космическая тема в творчестве художников. Творчество А. Леонова. 1 Космическая тема в творчестве художников-фантастов. Творчество космонавта А. Леонова. Проектирование макета и конструирование космической станции (работа в группах) (бумага, проволока и др.) Урок-исследование Учебник (Урок 28-29), репродук-ции (слайды) 27. Дизайн и его виды. Пространственная композиция как объект дизайна. 1 Дизайн и его виды. Промышленный дизайн. Пространственная композиция как объект дизайна. Создание пространственных конструктивных структур. Передача равновесия, устойчивости, динамики с помощью простых геометрических форм. Проектирование макета и конструирование космической станции (продолжение работы) Комбинированный Учебник (Урок 28-29), репродук-ции (слайды), дополн. литерату-ра 28. Вечные темы и великие исторические события в искусстве. П. Корин. 1 Тема защитника Отечества – одна из важных тем изобразительного искусства. Портрет героя войны как традиция увековечения его в памяти народа. Образ защитника Отечества в портретной живописи 18-20 вв. П. Корин «Александр Невский» и др. Работа над композициями на тему защитников Отечества (карандаш, гуашь) Урок-исследование Учебник (Урок 30-31), репродук-ции (слайды) 29. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве, мемориальные ансамбли. 1 Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Работы художников и скульпторов, посвященные Великой Отечественной войне. А.А.Дейнека, А.А.Пластов, Б.М.Неменский. Мемориальные ансамбли. Мамаев курган. Работа над композициями на тему защитников Отечества (продолжение) Урок-семинар Учебник (Урок 30 -31), репродук-ции (слайды) Тема: Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве. 2 30. Изображение участников спортивных состязаний в античном искусстве и в 20 в. 1 Изображение участников Олимпийских игр в античном искусстве. Мирон «Дискобол». Спортивные сюжеты в древнегреческой вазописи. Тема спорта в искусстве 20 в. А. А. Дейнека. Выполнение набросков фигуры человека в различных движениях, характерных для определенных видов спорта (графические материалы по выбору учащихся) Урок-путешествие Учебник (Урок 32 ), репродук-ции (слайды) 31. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. 1 Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Спортивные сюжеты в жанровой живописи. Тема спорта в живописи, графике, скульптуре. Передача накала спортивной ситуации, выразительности фигур спортсменов в творчестве современных художников. Пропорции и пропорциональные отношения как средства композиции. Тематическая композиция на спортивную тему (гуашь или акварель) Комбинированный Учебник (Урок 33 -34), репродук-ции (слайды) Тема: Скульптура и архитектура как виды пластических искусств 4 32. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Объем – основное средство художественной выразительности в скульптуре. Лепка композиции из двух фигур (пластилин, проволочный каркас) Урок-практикум Учебник (Урок 13-14), репродук-ции (слайды) 33. Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая) 1 Человек как главный объект скульптуры. Материалы скульптуры, их пластические и образные возможности). Виды скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая). Лепка композиции из двух фигур (продолжение) Урок-практикум Учебник (Урок 13-14), репродук-ции (слайды) 34. Знаменитые скульпторы: И. Мартос, Э.-М. Фальконе, О. Роден, С. Коненков, В. Мухина. 1 Вечные темы и великие исторические собыития как искусства тема скульптуры. Снаменитые скульпторы и их прозведения. Микеланджело Буанаротти. О. Роден. Развитие скульптуры в России 18-20 вв. И. Мартос, Э.-М. Фальконе, С. Коненков, В. Мухина. Работа в группах. Проектирование на выбор: разворота журнала, страницы сайта, посвященного изобразительному искусству или фирменного стиля для художественных мастерских (например мастерских по производству дымковской игрушки): эмблемы, визитной карточки и т.д. Урок-исследование Репродук-ции, слайды, медиа-ресурсы 35. Синтез изобразительного искусства и архитьектуры. Синтез изобразительного искусства и архитьектуры. Урок-экскурсия Посещение архитектурного заповедниека. (Трифонов монастырь) (возможен выезд в другой город) Экскур-сия